16+
TwitterFacebookЖивой ЖурналYoutube
22.12.2016
Волгоградские руководители обсудили вопросы промышленной кооперации
Волгоградские руководители обсудили вопросы промышленной кооперации
21 декабря в доме купца Серебрякова состоялся круглый стол на тему: «Кооперация вместо конкуренции. Способы выживания в кризис».

Организаторы мероприятия: Центр предпринимательства Волгоградской области (ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор»), комитет экономики Волгоградской области, ГООПП «Совет директоров Волгограда».

Участие в круглом столе приняли представители власти, малого и среднего предпринимательства, владельцы бизнеса, заинтересованные в кооперации, как реальной стратегии развития и выхода из сложившегося кризисного положения.

Модератором круглого стола выступил Александр Мордвинцев, председатель ГООПП «Совет директоров Волгограда», депутат Волгоградской городской Думы. Открывая мероприятия, он подчеркнул важность и актуальность темы круглого стола и отметил, что в нынешних экономических условиях объединение, взаимодействие играет важную роль, выступая катализатором развития как предприятий, так и экономического благосостояния региона.

- Одна из задач Совета директоров Волгограда – объединять предпринимателей, руководителей, представителей власти, экспертного и научного сообщества, способствовать налаживанию контактов и 
эффективного взаимодействия между членами организации, - обозначил Александр Мордвинцев.

В настоящее время в волгоградском регионе действует большое количество структур, оказывающих реальную поддержку бизнесу. В частности, в рамках круглого стола были презентованы аспекты деятельности и спектр услуг Центра поддержки предпринимательства Волгоградской области (ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор). Основная цель ЦПП – оказание комплекса информационно-консультационных услуг по вопросам ведения предпринимательской деятельности на безвозмездной основе, направленных на содействие развитию субъектов МСП.

Спектр консультационных услуг включает в себя: финансовое и правовое сопровождение деятельности предприятий, консультационные услуги по подбору персонала, патентованию и лицензированию, маркетинговое сопровождение деятельности, 
PIC_9030 (Копировать).JPG
организация и реализация специальных программ обучения с целью повышения квалификации сотрудников субъектов МСП региона, реализация мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности и многое другое.

Реальную поддержку бизнесу сегодня оказывает и областной комитет промышленности и торговли. В частности, с 2016 года проводится адресная работа с каждым промышленным предприятием. В 2017 году это направление будет продолжено. Об этом рассказала заместитель председателя комитета промышленности и торговли Волгоградской области по промышленности Наталья Стрельцова и обозначила промышленные показатели развития региона:

- Индекс промышленного производства в Волгоградской области имеет положительную динамику и, более того, превышает общероссийский показатель. За 2014-2016 годы в регионе реализовано 16 инвестиционных проектов, общая сумма инвестиций в которые составила более 130 млрд. рублей. Было создано порядка 3000 рабочих мест. На 2016-2021 годы запланирована реализации еще 33 инвестпроектов на сумму почти 400 млрд рублей, что позволит создать около 8,5 тысяч высокопроизводительных рабочих мест в регионе.

В числе проектов: строительство ГОК ООО «Еврохим-Волгакалий», модернизация производства ООО «Камышинский текстиль», создание химико-фармацевтического кластера ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», создание производства обожженных анодных блоков филиала «ВгАС-СУАЛ» АО «СУАЛ», строительство на территории региона фармацевтического завода ФГУП «Московский эндокринный завод» и многие другие.

Отметим, что специалистами администрации Волгоградской области проанализированы федеральные интернет-площадки для бизнеса и выбраны ресурсы, возможностями которых могут воспользоваться волгоградские предприниматели, причем на безвозмездной основе.

Первый ресурс – «Производство России». В настоящее время там представлено 106 волгоградских предприятий. Здесь собрана информация исключительно о производителях, а не о посредниках.

Второй ресурс – «Субконтракт.ру». На нем презентованы 172 предприятия Волгоградской области. Это интересный, масштабный и эффективный проект.

- На портале Облпромторга создан раздел «Предложения по кооперации», который содержит кооперационные предложения промышленных предприятий из других регионов, - рассказала Наталья Стрельцова. – Также разработан и размещен информационный справочник «Деловые партнеры» с презентацией 63 крупных и средних промышленных предприятий Волгоградской области. Создан интерактивный классификатор «База импортозамещения Волгоградской области» с целью установления связей между заказчиками и производителями, которые могут представить конкурентоспособную продукцию взамен иностранной.

PIC_8957 (Копировать).JPG
Добавим, что «База импортозамещения Волгоградской области» – долгосрочный проект, который 
планируется развивать совместно с представителями промышленных организаций. Также имеются перспективы применения этого ресурса в других сферах деятельности и других регионах РФ.

Об особенностях проявления конкуренции для малого бизнеса в рамках мероприятия рассказал Игорь Злочевский, заведующий кафедрой управления и политологии ВФ РАНиГС, к.э.н., доцент:

- Понятие «конкуренции» давно и прочно вошло в теорию и практику экономических отношений. Мы часто его используем для характеристики экономических процессов, объяснения тех или иных событий. Но так ли хорошо мы понимаем суть конкуренции? Даже на уровне определений можно обнаружить серьезные противоречия, которые неизбежно проявляются в практической деятельности.

Так, в соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Современный Экономический словарь трактует конкуренцию как состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

В свою очередь, Экономическая энциклопедия определяет конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Таким образом, все подходы объединяет понимание конкуренции как системы отношений между хозяйствующими субъектами, но расходятся в трактовке характера этих отношений: от устранения конкурента до выстраивания взаимодействий, обеспечивающих равные возможности для развития участников рынка.

- На мой взгляд, конкуренция – это способность быть успешным при наличии аналогов, - подчеркнул Игорь Злочевский.

Конкурентная среда выполняет для субъектов МСП сразу несколько функций:

1. Деятельность конкурентов выступает достаточно достоверным ориентиром для поиска неудовлетворенных потребностей потенциальных покупателей, освоения новых или модернизированных видов продукции или услуг.

2. Изучения опыта конкурентов дает возможность для копирования лучших практик («бенчмаркинг»), причем копирования творческого, приводящего к более лучшим вариантам организации бизнеса, производственного процесса, в конечном счете – к более качественному удовлетворению запросов потребителей и повышению собственной экономической эффективности.

3. Конкурентная среда дает возможность для выстраивания наиболее адекватной ценовой политики, обеспечивающей стабильность реализации и быстрого реагирования на конъюнктурные рыночные колебания.

4. Конкурентная среда, как это не парадоксально, может выступать основой для кооперации усилий малых предприятий в тех сферах, которые являются чрезмерно затратными или недоступными для отдельных предпринимателей. Сферами такой кооперации могут выступать совместные закупки, логистика, технологические разработки, сбытовые и рекламные мероприятия и многое другое.

Таким образом, конкуренция для малого бизнеса должна рассматриваться, в первую очередь, как внутренний стимул для собственного развития, как внешний фактор, позитивно влияющий на предпринимательскую инициативу и активность.

Также Игорь Злочевский говорил в своем выступлении о специфике, возможностях и ограничениях кооперации малого и крупного бизнеса.

Кооперация может существовать в двух формах. Первая: в сегменте оказания услуг друг другу. Наиболее распространенные виды такой кооперации – субконтрактинг и аутсорсинг. Вторая: кооперация в чистом виде, когда предприятия объединяют ресурсы для решения тех задач, которые невозможно решить в одиночку. У малого бизнеса, как правило, узкая специализация, поэтому такая кооперация для них наиболее актуальна.

Образование и функционирование кооперационных альянсов можно объяснить достигаемым синергетическим эффектом: того, что не может достичь малое предприятие в одиночку, оно достигает при совместном функционировании с другими участниками альянса.

Существует ряд ограничений, препятствующих формированию кооперационных связей. Это неформальный характер общения, отсутствие информационной среды и отсутствие привычки кооперации.

PIC_8980 (Копировать).JPG
Опытом кооперации с волгоградскими предприятиями поделился Андрей Федотов, начальник Коммерческого Управления ОАО «Волгограднефтемаш», одного из ведущих производителей оборудования для нефтяной, газовой и химической отраслей промышленности.

- Мы стремимся развивать кооперационные связи в Волгоградской области и привлекать к совместной работе волгоградские предприятия. Развиваем кооперационные связи в части поставки комплектующий, например, отдаем металлоконструкции на цинкование. Кроме того, в последние годы ощущаем нехватку квалифицированных представителей рабочих специальностей, поэтому плотно сотрудничаем с образовательными учреждениями, создаем производственную базу для молодых людей, участвуем в их обучении. Считаю, что мероприятия подобного формата необходимы и своевременны.

Ольга Валуйская, директор ООО "Юрикон-В":

- Мероприятия подобного формата необходимы. В рамках круглого стола мы, например, узнали о том, как развивается наша промышленность. Считаю, об этом необходимо говорить, формировать позитивное отношение к городу, гордость за него.

Евгений Микаэлян, генеральный директор ООО «Волгоград Петро Проект»:

- В нашей деятельности мы постоянно кооперируемся с организациями Волгограда и области, как с теми, кто ведет добычу нефти и газа, так и с коллегами – проектировщиками и изыскателями. Мы считаем, что огульная конкуренция – это не очень правильно, поэтому хотим поддержать тему кооперации.

Петр Пестрецов, директор ООО «Аквирон»:

- Мы выпускаем электрощитовое оборудование. Наша компания постоянно взаимодействует с другими предприятиями. Считаем кооперацию – важным и эффективным инструментом.

Высоко оценили формат круглого стола и другие участники. По их мнению, подобные мероприятия – прекрасная возможность пообщаться друг с другом, обменяться контактами.

В завершении мероприятия Александр Мордвинцев поблагодарил всех участников дискуссии и обозначил, что в следующем году будет организована серия подобных круглых столов для предпринимателей на самые актуальные и волнующие волгоградское бизнес-сообщество темы.