16+
TwitterFacebookЖивой ЖурналYoutube
13.02.2017
Волгоградские предприниматели поделились опытом кооперации
Волгоградские предприниматели поделились опытом кооперации
7 февраля в г. Камышин состоялся семинар по теме: «Кооперация местных товаропроизводителей. Примеры успеха». Это одно из серии мероприятий, организованных комитетом экономики Волгоградской области, Центром поддержки предпринимательства Волгоградской области (ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор»), ВРООР «Совет директоров», ВРОО «Волгоградское качество», ИА «СОКРАТ».

Участие в семинаре приняли представители малого и среднего бизнеса, власти и общественных организаций, руководители промышленных предприятий региона.

К аудитории обратился модератор круглого стола, председатель ВРООР «Совет директоров», депутат Волгоградской городской Думы, к.э.н., доцент Александр Мордвинцев, который обозначил необходимость объединения, потому что делает бизнес мобильней и сильней. А одна из задач общественных организаций - наладить эффективное взаимодействие между участниками.
332A9059.jpg

Актуальность темы подчеркнул и заместитель Главы Администрации городского округа – город Камышин Валерий Колесников, отметив, что приоритетная задача, которую обозначил Губернатор Волгоградской области, – улучшение предпринимательского инвестиционного климата на территории региона.

Действительно, вопросы поддержки местных товаропроизводителей, организация их эффективного взаимодействия с различными институтами, продвижение продукции региональных компаний – сегодня этим вопросам уделяется особое внимание.


Кооперация вместо конкуренции

Насколько зависим бизнес от конкуренции? Насколько местные производители товаров и услуг нуждаются в кооперационных связях? Могут ли конкуренты стать партнерами? Эти вопросы обсудили участники семинара в форме дискуссии, которую провел Игорь Злочевский, заведующий кафедрой управления и политологии ВФ РАНиГС, к.э.н., доцент. Он не только акцентировал внимание руководителей на особенностях проявления конкуренции, но и выявил ее плюсы и минусы в процессе интерактивного общения с залом.

Так ли хорошо мы понимаем суть конкуренции? Даже на уровне определений можно обнаружить серьезные противоречия, которые неизбежно проявляются в практической деятельности.

Так, в соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как подчеркнул Игорь Злочевский, конкуренция – это способность быть успешным при наличии аналогов. При этом спикер рассказал слушателям, что кооперация может существовать в двух формах. Первая: в сегменте оказания услуг друг другу. Наиболее распространенные виды такой кооперации – субконтрактинг и аутсорсинг. Вторая: кооперация в чистом виде, когда предприятия объединяют ресурсы для решения тех задач, которые невозможно решить в одиночку. У малого бизнеса, как правило, узкая специализация, поэтому такая кооперация для них наиболее актуальна.

Образование и функционирование кооперационных альянсов можно объяснить достигаемым синергетическим эффектом: того, что не может достичь малое предприятие в одиночку, оно достигает при совместном функционировании с другими участниками альянса.

Существует ряд ограничений, препятствующих формированию кооперационных связей. Это зачастую неформальный характер общения, отсутствие информационной среды и привычки кооперации, с чем связаны определенные риски и опасения. Кроме того, невозможность получения высокой прибыли и масштабирования. Также на сегодняшний день слабо налажено взаимодействие крупного и малого бизнеса по развитию производственной кооперации. Эту проблему эксперты обозначают как неразвитый субконтрактинг.

В чем причины неразвитости? Специалисты винят в этом качество продукции и услуг, предлагаемых малыми предприятиями. Нежелание работать в кооперации зачастую обусловлено именно недостаточным уровнем качества их продукции.

Решить эту проблему предлагают представители общественных организаций.

Общественные объединения как пути решения проблем кооперации

332A8774.jpg
О деятельности региональной общественной организации «Волгоградское качество» рассказал Андрей Ващенко, д.э.н., доцент, ректор ЧОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса». По его словам, практика показала, что качество продукции – самый большой вызов для местных производителей. Выделение продукции в региональный бренд – это одна из эффективных форм сбытовой кооперации. Поэтому бренд «Волгоградское качество» является не только инструментом, формирующим потребительский патриотизм, но и помогает местным производителям продвинуть свои товары и услуги. Подобные программы успешно действуют в других регионах, ведь местное – действительно лучшее. Это выбор в пользу здоровья и в пользу региона.

Для потребителя знак «Волгоградское качество» на упаковке – это своеобразный маячок, что товар местного происхождения и одобрен экспертами. А чтобы население больше знало о предприятиях, существующих на территории региона, и местной продукции, организацией регулярно проводятся Дни качества в сетевых магазинах, работает Школа потребителя, устраиваются экскурсии на производственные площадки и ежегодно стартует масштабный фестиваль «Волгоградская земля – Волгоградское качество».

В планах организации введение в обиход «золотого знака» и  выделение специальных полок, чтобы потребителю было легко найти местный и качественный продукт в ассортименте торговой точки.

Об опыте кооперации Волгоградской региональной общественной организации руководителей «Совет директоров» рассказал ее председатель Александр Мордвинцев. Он подчеркнул, что организация объединяет позитивно мыслящих, активных, целеустремленных, руководителей из разных сфер. Основная цель – стать востребованным общественным объединением Волгоградской области. И для этого Совет директоров ставит перед собой решение пяти многогранных задач для руководителей. Это взаимодействие, поддержка, продвижение, самореализация и саморазвитие.

Инструменты дополнительной поддержки

О поддержке бизнеса говорили и другие участники семинара. Так, об офисе «Мои документы» рассказала Елена Тарасенко, заместитель директора ГКУ ВО «МФЦ». В феврале 2017 года единое окно для бизнеса открылось и в Камышине. Для предпринимателя это, в первую очередь, экономия времени, бесплатные услуги и возможность работать на всей территории региона.

Еще один инструмент поддержки предложил заместитель директора по метрологии ФБУ «Волгоградский ЦСМ» Михаил Пивоваров. Центр осуществляет полномочия в Волгоградской области в сферах технического регулирования, обеспечения единства измерений, стандартизации, оценки соответствия и испытаний. Для этого он располагает высококвалифицированным персоналом, необходимыми эталонами и вспомогательным оборудованием, помещениями, соответствующим установленным требованиям.

Принять участие в специальной программе поддержки производителей участникам семинара предложил Андрей Бочкарев, официальный представитель по Волгоградской области Евразийского делового союза. Осенью 2016 года запущена постоянно - действующая торгово-выставочная площадка ЕАДС-ЭКСПО на базе крупнейшего в России агрокластера «Фуд Сити» (г. Москва), который является самым большим оптово-продовольственным центром в России и Европе, площадь которого составляет 91 Га.
332A8880.jpg

Цель выставки – предоставление интересов товаропроизводителей стран евразийской экономической зоны и  стран-партнеров, налаживание прямых связей в формате производитель-покупатель, минуя сеть посредников. Здесь собраны все слагаемые успеха - логистика, транспорт, мерчендайзинг и навигация.

В рамках семинара также состоялась бизнес-игра, которую провела директор компании "Тайм", эксперт по развитию, общественный деятель Елена Черненко. У участников была возможность на практике стать частью эффективной цепочки производитель – посредник – потребитель. Кроме того, в форме коллективного мозгового штурма были выявлены семь причин, почему стоит кооперироваться и какие проблемы существуют у местных предпринимателей. В первую очередь, это ограничения в масштабировании бизнеса и увеличении рынков сбыта.

Подводя итог, Игорь Злочевский отметил, что в вопросе кооперации надо учитывать местные условия и особенности, оценивать целесообразность и возможности.




фото: Олег Димитров