16+
TwitterFacebookЖивой ЖурналYoutube
14.02.2017
Семинар по кооперации предпринимателей прошел в Средней Ахтубе
Семинар по кооперации предпринимателей прошел в Средней Ахтубе
9 февраля в р. п. Средняя Ахтуба состоялся семинар по теме: «Кооперация местных товаропроизводителей. Примеры успеха». Организаторы: комитет экономики Волгоградской области, Центр поддержки предпринимательства Волгоградской области (ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор»), ВРООР «Совет директоров», ВРОО «Волгоградское качество», ИА «СОКРАТ».

Участие в семинаре приняли представители малого и среднего бизнеса, власти и общественных организаций, руководители промышленных предприятий региона.

Перед началом семинара для всех участников была организована экскурсия на производственную площадку компании ГРАСС, которая является примером успешного развития бизнеса. Основанная в 2003 году, она превратилась в крупного производителя автохимии и средств для клининга. Ассортимент продукции и объемы производства продолжают расти и по сегодняшний день, а география присутствия распространилась далеко за пределы России.

PIC_0028.JPG
Опытом поделился генеральный директор ООО "ТД ГРАСС" Михаил Грачев. Он рассказал участникам семинара о направлениях своего бизнеса и о том, как кооперация помогла его масштабировать. Сегодня это более 300 сотрудников, более 40 стран мира и более 200 дилеров в каждом регионе России и странах ближнего зарубежья. Наиболее развивающиеся направления – профессиональная и розничная бытовая химия. Партнеры у ГРАСС находятся во многих странах – там же закупается сырье. Однако позитивный опыт кооперации сложился и с местными компаниями. Среди них учебные заведения, транспортные компании, типографии, органы исполнительной власти, химические производства, брендинговые компании, видеостудии, проектные и строительные организации и другие.

По словам Михаила Грачева, основным драйвером для компании послужило его личное знакомство с итальянским коллегой, у которого изначально закупалось сырье. В процессе взаимодействия были переняты не только опыт, но и широкое сознание, особый менталитет. Вторым драйвером он обозначил потенциал людей «из маленьких городов», которые, как он сам, владеют большей мотивацией к развитию.

PIC_0081.JPG
О важности кооперационных связей говорил другой спикер - заместитель председателя Волгоградской областной Думы, председатель ВРОО «Волгоградское качество» Сергей Булгаков. Он отметил, что, только объединяясь можно достичь успеха. И в качестве позитивного опыта такой кооперации привел деятельность общественной организации «Волгоградское качество», в которую на сегодняшний день входят порядка 60 предприятий, вручено 26 дипломов на право использования знака. Каждый год в регионе стартует фестиваль «Волгоградская земля – Волгоградское качество», в котором участвует порядка 80 тысяч школьников. Он также нацелил присутствующих предпринимателей и руководителей объединяться не только в рамках общественных организаций, но и между собой. Кроме того, указал на существующие государственные программы поддержки местных предприятий. Информация о них размещена на официальном портале Волгоградской области.

Теоретические аспекты понятия «кооперация» затронул Игорь Злочевский, заведующий кафедрой управления и политологии ВФ РАНиГС, к.э.н., доцент. В форме дискуссии с залом он решил разобраться в том, насколько правильно все участники понимают суть кооперационных связей, а также как на это влияет конкуренция. Спикер рассказал слушателям, что кооперация может быть формализованной. Когда производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии.

Неформализованная кооперация - универсальная форма организации взаимной деятельности предприятий на основе добровольных соглашений при решении проблем, возникающих в процессе коммерческой деятельности в целях повышения общей конкурентоспособности.

Среди форм кооперации участники выявили субконтрактинг, аутсорсинг и франчайзинг.

Изучение опыта конкурентов дает возможность для копирования лучших практик («бенчмаркинг»), причем копирования творческого, приводящего к лучшим вариантам организации бизнеса, производственного процесса, в конечном счете - к более качественному удовлетворению запросов потребителей и повышению собственной экономической эффективности.

PIC_0068.JPG
Однако на сегодняшний день взаимодействие крупного и малого бизнеса по развитию производственной кооперации налажено слабо. Эту проблему обозначают как неразвитый субконтрактинг. Специалисты винят в этом качество продукции и услуг, предлагаемых малыми предприятиями. Нежелание работать в кооперации зачастую обусловлено именно недостаточным уровнем качества их продукции.

Андрей Ващенко, д.э.н., доцент, ректор ЧОУ ВО «Волгоградский институт бизнеса» отметил, практика показала, что качество продукции - самый большой вызов для местных производителей. Выделение продукции в региональный бренд - это одна из эффективных форм сбытовой кооперации. Поэтому бренд «Волгоградское качество» является не только инструментом, формирующим потребительский патриотизм, но и помогает местным производителям продвинуть свои товары и услуги.

Спикер назвал данный формат объединения и продвижения - маркетинговой кооперацией. Идея создания зонтичного бренда проста: используя ресурсы отдельных предприятий вместе с административным ресурсом и общественным потенциалом, можно повысить уровень потребительского доверия и узнаваемость региона. Это вид стратегии расширения бренда, заключающийся в выпуске под одной маркой сразу нескольких групп товаров.

PIC_0132.JPG
Об опыте кооперации Волгоградской региональной общественной организации руководителей «Совет директоров» рассказал ее председатель Александр Мордвинцев. Он подчеркнул, что организация объединяет позитивно мыслящих, активных, целеустремленных, руководителей из разных сфер. Совет директоров ставит перед собой решение пяти многогранных задач для руководителей. Это взаимодействие, поддержка, продвижение, самореализация и саморазвитие. И для их решения организует масштабные городские проекты, тематические круглые столы, различные семинары и деловые встречи, выпускает специализированную печатную продукцию и награждает самых активных.

Дмитрий Поликарпов, руководитель региональной экспертной группы Агентства стратегических инициатив, заместитель директора ООО "Ай Ти Ассистент" рассказал о реализации целой серии проектов, связанных с формированием благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечением инвестиций в субъекты Российской Федерации и повышением эффективности работы региональных управленческих команд.

Благоприятный инвестиционный климат в значительной степени характеризуется качеством государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и развития конкуренции. При этом часть административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, находится на региональном и муниципальном уровне.

Спикер обратил внимание участников на инвестиционный рейтинг. Так, в 2016 году на Петербургском международном экономическом форуме были озвучены результаты Национального инвестиционного рейтинга только первой 20-ки субъектов РФ. Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям.

Еще один инструмент поддержки предложил заместитель директора по метрологии ФБУ «Волгоградский ЦСМ» Михаил Пивоваров. Центр осуществляет полномочия в Волгоградской области в сферах технического регулирования, обеспечения единства измерений, стандартизации, оценки соответствия и испытаний. Для этого он располагает высококвалифицированным персоналом, необходимыми эталонами и вспомогательным оборудованием, помещениями, соответствующим установленным требованиям.
PIC_0097.JPG

Практические упражнения подготовила для участников семинара директор компании "Тайм", эксперт по развитию, общественный деятель Елена Черненко. Бизнес-игра прошла в форме коллективного мозгового штурма. Так, присутствующие совместно выработали плюсы и минусы кооперации. Среди первых – возможность обмена ресурсами, улучшение качества продукции, позитивный синергетический эффект, возможность масштабирования. В то же время существуют и определенные ограничения. Немаловажными из них, как уже было выявлено, является качество продукции и вопрос доверия.

Коммерческий директор ООО «Команда «Белый Ветер», тренер-консультант по бизнес-образованию и командообразованию, сертифицированный коуч Ольга Старостина поделилась своим опытом кооперации и рассказала участникам семинара о такой интересной форме кооперации как образовательная игра. Ведь что может быть продуктивней в отношениях, чем работа в команде. Пример такой кооперации - Самурайская игра. Программа была разработана в 1977 году Джорджем Леонардом. Это тренинг по лидерству и личностному росту, моделирующий эпичную самурайскую битву. В ходе нее участники делятся на две самурайские армии, и вступают в сражения с помощью состязаний и командных миссий, испытывающих закалку духа и воли. «Самурайская игра» включена в программу MBA при Университете Сан-Франциско и Институте Вест-Пойнт (США). Многие мировые корпорации (ALCATEL, Verizon Wireless, Federal ReServe Bank и др.), а так же ООН и американская армия обучали свой менеджмент на Самурайской игре. В Волгограде такой тренинг пройдет в марте 2017 года.

PIC_0065.JPG
Директор ВПИ, к.т.н., доцент Александр Фетисов рассказал об опыте кооперации в цепочке «бизнес-образование» в области подготовки специалистов по безопасности движения на предприятии. Он отметил, что благодаря такому сотрудничеству возможно сочетание теоретических и практических знаний, что эффективно сказывается на социально-экономическом развитии региона. По этому принципу создано совместное малое инновационное предприятие при ВПИ в области автомобильного транспорта ООО «Трансавтоматика». Данное предприятие выступает в качестве эффективного посредника между ВУЗом и предприятием.

Участники пришли к выводу, что кооперация – это в первую очередь не организационная форма, а особый тип мышления, когда участники заинтересованы друг в друге для взаимовыгодного сотрудничества.