16+
TwitterFacebookЖивой ЖурналYoutube
30.06.2015
Илиодор в Царицыне
 Илиодор в Царицыне
История родного края - в неизвестных деталях и неожиданных подробностях. «Царицынские истории», рассказанные ведущим Первого Волгоградского канала, краеведом Романом Шкодой, - это путешествие во времени, знакомство с известными личностями дореволюционного Царицына, загадки и легенды старого города.

В начале 90-х годов в нашем городе был восстановлен Свято-Духов монастырь, который сегодня является духовным центром Волгоградской митрополии. История этого монастыря – давняя, ей более ста лет. События, развернувшиеся здесь незадолго до революции – оставили яркий след в истории нашего города и связаны они с личностью иеромонаха Илиодора, который несколько лет был его настоятелем. 

Основание монастыря связывают с деятельностью епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова), который с 1903 года разворачивает в епархии большую деятельность по монастырскому строительству. Впервые комитет по возведению новой обители собирается в Царицыне в мае 1903 года. Несколько месяцев спустя, в феврале 1904 года, Городская Дума выделяет будущему монастырю земельный участок, на котором он стоит и сегодня. В те времена это была самая окраина города. Вскоре здесь начинается строительство храма. 

Безымянный-3.jpg
Торжественное освящение храма производится епископом Вольским Палладием 28 октября 1907 года. Иеромонах Илиодор, в миру – Сергей Труфанов, назначается сюда спустя месяц после открытия обители – в ноябре 1907 года. Надо сказать, что формально монастыря здесь тогда не было и когда говорят, что Илиодор был настоятелем – ошибаются. Обитель имела статус архиерейского подворья, что ещё не монастырь и так было всё время, пока Илиодор находился здесь руководителем. 

Илиодору на момент назначения 27 лет. По происхождению он – донской казак. Окончив Санкт-Петербургскую духовную академию, он постригся в монахи. Первоначально он служит в Почаевской лавре. Его постоянно сопровождают скандалы и в церковных кругах к нему относятся неважно, в 1907 году Святейший Синод даже запретил ему выступать в печати. Однако Илиодору однажды удаётся познакомиться с самим Распутиным. Это знакомство будет долго помогать ему, несмотря на всё то, что он будет делать. 

В Царицыне, в связи со строительством будущего монастыря, большое воодушевление в народе. Люди много жертвуют, в сборе средств принимает активное участие Марфа, оставшаяся в истории города как Блаженная Марфа Царицынская. Благодаря всему этому строительство довольно обширных монастырских построек, включая храм, удаётся завершить уже к середине 1911 года. Главная церковь – храм Сошествия Святого Духа на апостолов вмещает до 6000 человек, был и второй храм, на 1000 молящихся. Монастырь имел двух и трёхэтажные здания. В нём была также аудитория на 1000 человек, в корпусах отводилось место под типографию.

Несмотря на свой почётный статус, Илиодор ведёт себя неподобающе настоятелю. Он заявляет о себе, что является революционером. С амвона активно критикует «богатеев», чиновничество и полицию, которые отчуждают Царя от народа. Илиодор находится в конфликте с редакторами газет «Царицынская жизнь» и «Царицынский вестник». Работая на публику и имея хороший ораторский талант, Илиодор собирает на проповеди по несколько тысяч человек. Речи он произносит нервно, с жестикуляцией, с топаньем ногами и посохом. Всё это настолько расходится с образом настоятеля православного монастыря, что Синод в январе 1911 года принимает решение о переводе его в маленький монастырь в Тульской губернии. Это решение утверждается Николаем II. 

Незадолго до этого в Царицыне происходит грандиозный пожар. 30 августа 1910 года полностью сгорает целый район города – т.н. «Кавказ». Будучи районом деревянных трущоб, лепившихся одна к другой, Кавказ изначально был головной болью и источником повышенной опасности для всего города. 30 августа в огромном пламени пожара сгорают все 20 улиц «Кавказа». Тысячи человек в одночасье становятся бездомными. Городские власти предпринимают лихорадочные шаги, а монастырь предоставляет для погорельцев ночлег и массовые бесплатные обеды. 
Безымянный-2.jpg

Выступая перед собравшейся толпой, Илиодор читает благодарственную телеграмму в адрес Государя и Государыни по случаю пожертвования ими 10 тысяч рублей в пользу погорельцев. На монаст
ырские обеды стекается огромное количество людей, погорельцев. Впрочем, от опалы это Илиодора не спасет. Илиодор не подчиняется решению Синода о переводе его под Тулу, ещё бы, у него здесь столько почитателей! Он объявляет голодовку и запирается со своими сторонниками в монастырском храме. Перед хлынувшими в монастырь паломниками он выступает с предложением еженедельно сечь министров розгами, а председателя Совета министров Столыпина драть еще и сугубо по средам и пятницам, «чтобы тот помнил постные дни». 
Илиодора берут под арест жандармы, и под конвоем отправляют его в Тульскую губернию. Оттуда он вскоре сбежал, переодевшись в светское платье, обратно в Царицын. Несмотря на всё это, по прибытии  Илиодора в Царицыне на некоторое время оставляют в покое, сказались его высокие знакомства,  в мае 1911 он даже едет а Царское Село, где его принимает лично Николай II. Примерно в это же время Илиодор начинает строить под монастырём подземелья, так называемые «пещеры». 

Строительство подземных ходов, ведущих во все стороны, начинается 27 сентября 1911 г. На призыв Илиодора приходить рыть пещеры откликаются добровольцами 991 семья. Илиодор проповедует им о скором конце света, во время которого эти пещеры должны были стать убежищем для верных, сравнивая их с катакомбами первых христиан. Кроме того, он заявляет, что будет в скором времени скрываться здесь от «светских врагов». 

Катакомбы под монастырём – огромное сооружение, не имевшее аналогов в городе. Многоярусные ходы, до четырёх этажей высотой, залегавшие на глубине около восьми метров и шириной такой, что могут свободно разъехаться две подводы! Стены и сводчатые потолки обкладывались кирпичом. Где ещё можно встретить что-либо подобное? Илиодор готовился к длительной осаде! Роют подземный город в основном женщины и дети. Только за первых 4 дня работ весь двор монастыря и все вокруг покрылось канавами до 3 саженей глубиной и 2,5 аршин шириною. Ходы уходили под храм и остальные корпуса, однако точки выхода на поверхность были тайной, о которой знали лишь избранные лица. 
Безымянный-1.jpg

Катакомбы под монастырём до сих пор представляют собой загадку. Из-за отсутствия нормальных сведений и документации можно было даже подумать, что это вообще – миф. Однако некоторое время назад на территории монастыря были проведены ультразвуковые исследования почвы и часть подземных катакомб была найдена. Действительно, грандиозное подземное сооружение в несколько ярусов уводит от центральной части монастыря вдаль, в сторону Каспийской улицы. Впрочем, вскрыть эти катакомбы проблематично: из-за поднятия грунтовых вод, сегодня они полностью затоплены. Впереди – ещё много работы по поиску других подземных сооружений. Однако, несмотря на столь грандиозное строительство, воспользоваться по-настоящему катакомбами Илиодор так и не смог.

Илиодор был натурой очень страстной и, несмотря на то, что его возвращение в монастырь в 1911 году было почти невероятным везением, он не стал вести себя тише, и новые скандалы следуют один за одним. Вокруг Илиодора складывается прочная община сторонников, охватывающая все слои общества Царицына. В январе 1912 года следует повторное решение Синода о смещении Илиодора с должности настоятеля и о переводе его во Флорищеву пустынь во Владимирской губернии. Илиодора задерживают и отправляют туда принудительно. В ноябре 1912 года, после неудачной попытки побега оттуда, Илиодор объявляет о сложении с себя священного сана и об отказе от монашества. Так закончился его церковный путь. 

АНОНС ЦИ.jpg
Илиодор ещё вернётся в Царицын. После революции, уже при Советской власти, он попытается организовать здесь церковную общину нового образца, однако в итоге он окажется в эмиграции, в Нью-Йорке, где скончается через много лет, в 1952 году. Ну а в наше время, когда былые страсти уже давно улеглись, монастырь вновь живёт, выполняя свои обычные функции. Как и прежде сюда приходит много народа. И будет приходить. 


Первый Волгоградский канал приглашает к сотрудничеству - (8442) 91-96-44